Галерея "Дорога памяти" на территории мемориального комплекса Главного храма Вооруженных Сил России в парке "Патриот"

К 75-й годовщине Победы в Великой Отечественной войне компанией Avilex был реализован масштабный проект мультимедийной галереи «Дорога Памяти», возведенной на территории парка «Патриот» вокруг Главного храма Вооруженных Сил России. Главный смысл комплекса – увековечить имена всех участников военных действий, дать посетителям возможность пройти свои 1418 шагов к победе – именно столько дней продолжалась Великая Отечественная война.

С высоты птичьего полета становится видно, что «Дорога памяти» окружает храм как стена монастырской крепости, общая протяженность которой составляет порядка 1.5 километров. Это грандиозное сооружение вмещает в себя 34 галереи с лицами и историями участников войны, а также тематические залы. Среди них иммерсивные – они создают полный эффект присутствия, и интерактивные – вовлекают в историю. Тысячи оригинальных экспонатов и три кинозала с кадрами хроники дополняют атмосферу военного времени.

Шаг за шагом посетители проходят все эти 1418 дней и узнают подробности каждого дня войны, вспоминают о героях – таких же, какие есть в каждой семье.

1. Входная группа

Начинается посещение от входной группы, где происходит сбор посетителей и организованных групп, их ознакомление с возможными вариантами посещения экспозиции, а также ожидания начала экскурсий. Напротив информационных и кассовых стоек установлен огромный светодиодный видеоэкран Leyard с шагом пикселя 1.5мм.

входная группа

Его общий размер составляет 12 х 3.5 метра, что позволяет воспроизводить видеоконтент с разрешением 7680х2160 пикселей. Воспроизведение контента высокого разрешения осуществляется при помощи видеосервера под управлением ПО Touchdesigner. Толщина экрана составляет всего 140 мм, а все его обслуживание осуществляется спереди путем демонтажа отдельных светодиодных модулей с помощью специального инструмента.

2. Входной и выходной тоннели

Входная и выходная галереи выполнены в виде мультимедийных «тоннелей» на основе бесшовных LCD-панелей Leyard диагональю 55”. Применено новое поколение дисплеев, имеющих шов, суммарно не превышающий 1.8мм. Это позволяет достичь эффекта «погружения» посетителей в виртуальную обстановку, воссозданную при помощи средств компьютерной графики. Длина тоннелей составляет соответственно 12 и 14 метров, при этом ширина и высота составляют примерно 4 метра, что соответствует конфигурации 10х14 и 12х14 дисплеев соответственно.

входной тоннель
выходной тоннель

Художественный замысел состоит в том, чтобы в начале экскурсии показать обстановку довоенного времени, а в конце – почтить память всех участников войны. Для этого в процессе работы над проектом в конструктив выходного тоннеля была внедрена специальная ниша с воздуховодом, в которую посетители могут поставить зажженную свечу – в память о своем родственнике, участвовавшем в войне.

Отдельно стоит отметить сложность подготовки и воспроизведения контента для таких тоннелей. Разрешение поверхности составило 9600 x 7560 и 11520 x 7560 соответственно, и для воспроизведения контента столь высокого разрешения были собраны специальные серверные кластеры на основе синхронизованных графических карт Nvidia P4000 под управлением ПО Touchdesigner. Здесь мы впервые столкнулись с нехваткой емкости стандартного жесткого диска и скорости считывания информации с него, в результате чего были заказаны специальные модели.

В дополнении к этому в выходном тоннеле при помощи ПО VVVV была выполнена интеграция с интерактивной базой данных «река времени», с помощью которой портреты последних запрошенных посетителями ветеранов в автоматическом режиме появляются поверх основного контента выходного тоннеля.

3. Интерактивная система «Река времени»

Важнейший элемент музейного комплекса – база данных об участниках войны. Ее цель – увековечить имена всех участников событий. Система постоянно развивается – база данных пополняется новыми фотографиями и данными, получаемыми из рассекреченных архивов Министерства обороны. В ее пополнении может принять участие и каждый посетитель музейного комплекса, заполнив специальную форму на сайте.

интерактивная полоса "река времени"

Для визуализации собранных данных, сквозь все галереи справа по ходу движения, проходит слитная дисплейная полоса, состоящая в общей сложности из 714-ти бесшовных панелей Leyard с диагональю 55”. Все они объединяются в единую медиаповерхность, при помощи графического интерфейса, разработанного на ПО VVVV. На ней визуализируются фотографии ветеранов, получаемые и обновляемые в режиме онлайн из общей базы данных.

В каждой галерее также предусмотрена возможность для посетителей выполнить поиск человека и получить информацию о нем, уже имеющуюся в созданной базе данных. Для этого в конструктивы витрин каждой из галерей встроены интерактивные дисплеи iiyama с диагональю 43”.

4. Интерактивные фронтовые сводки

Cлева по ходу движения, сквозь все галереи проходит единая хронолента – описание событий каждого дня войны. А для получения дополнительной информации по каждому дню предусмотрены интерактивные терминалы. На них демонстрируются относящиеся к каждому конкретному дню отсканированные документы, тексты, а также фронтовые сводки, озвученные голосом Ю. Левитана.

в центре - интерактивная система "фронтовые сводки"

Каждый терминал представляет собой две бесшовных LCD-панели 55” Leyard в портретной ориентации, компактные громкоговорители, а также 22” интерактивный планшет Dell, при помощи которого осуществляется управление демонстрируемой информации. Сам интерфейс визуализации информации по фронтовым сводкам реализован при помощи ПО VVVV.

5. Проекционные системы в галереях

Как уже было упомянуто раньше, структурно комплекс состоит из залов и соединяющих их галерей. Все галереи содержат хроноленту – отсчет дней войны, интерактивные фронтовые сводки и «реку времени», но в остальном их наполнение отличается. В основном это экспонаты, артефакты и элементы бутафории и тематизации военных времен. Также некоторые ниши специально предусмотрены для демонстрации военных видеохроник соответствующего времени.

виды галерей
арт-инсталляция "разбившийся самолет" в одной из галерей

Отдельно стоит обратить внимание на арт-инсталляцию с разбившимся самолетом. Здесь по принципу видеомэппинга воссоздана окружающая видеодекорация. Все ниши, а также декорация, проецируются при помощи лазерных проекторов Barco G60, в общей сложности порядка 40 штук. Синхронное воспроизведение контента обеспечивается при помощи медиаплееров Brightsign.

6. Иммерсивные залы

Как уже упоминалось выше, многие залы выполнены в так называемом «иммерсивном» формате. Технически это означает расширение пространства помещения за счет комбинирования использования настоящих экспонатов и фоновых видеодекораций. В музейном комплексе подобный формат был реализован в нескольких различных вариантах, описанных ниже.

6.1. Панорамные залы

В данных залах применяются изогнутые радиусные стены, обеспечивающие развертку 180° и подготовленные для осуществления панорамной проекции на их поверхность от пола до высоты 3.5 метра. Для панорамной проекции используются проекционные системы, состоящие из пяти лазерных проекторов Barco G60, каждый из которых имеет разрешение 1920х1200.

зал "На защите неба над Москвой"
зал "Оборона Севастополя"
зал "Битва за Днепр"
зал "Операция "Багратион"
зал "Штурм Рейхстага"

Разрешение результирующего контента составляет 5500х1200 пикселей. Для сведения проекторов, коррекции геометрических искажений, связанных с проекцией на изогнутую поверхность, и воспроизведения контента указанного разрешения применено ПО автоматического сведения изображения Vioso Player, использующее видеокамеру с широким объективом.

6.2. Купольный зал

В зале «Битва за Кавказ» была реализована купольная система проекции. В декорации скал встроена сферическая поверхность, радиусом порядка 4 метров, подготовленная для проекции.

зал "Битва за Кавказ"

Проекционная система состоит из 4х проекторов Barco F80, оснащенных ультракороткофокусными, Г-образными объективами FLDX (проекционное соотношение 0.38:1). Применение таких объективов позволило собрать все проекторы, задействованные в установке в одной точке и максимально вынести их из поля зрения зрителей. Сведение проекторов на купольную поверхность осуществлялось при помощи платформы управления Barco Pulse, имеющей расширенные возможности подобных настроек. Контент, разрешением 4072х2400, отрендеренный по заданной маске с четырех точек проекции синхронно воспроизводится при помощи ПО Touchdesigner.

6.3. Залы полного погружения

Также в ряде залов были применены различные приемы создания системы «Полного погружения».

«Первый день войны» и «Парад победы»

В этих залах все стены были разделены на 8 плоских сегментов одинаковой ширины, для проекции на каждый из них использовался лазерный проектор Barco G60, оснащенный ультракороткофокусным объектовом UST(проекционное соотношение 0.36:1). Также в этих залах реализован потолочный сегмент на основе двух аналогичных проекторов, свисающих с потолка и проецирующих изображение вверх. Таким образом в общей сложности в каждом из залов задействовано 10 проекторов.

зал "Первый день войны"
зал "Парад Победы"

Это было необходимо для того, чтобы разместить проектор на минимальном расстоянии от экрана и максимально спрятать от глаз посетителей, дав при этом им возможность подойти практически вплотную к стенам. Проекторы установлены за фальшпотолком на единой ферме и осуществляют проекцию через специальную треугольную прорезь в фальшпотолке. Все управление сведением проекторов и синхронным воспроизведением контента осуществляется при помощи ПО Touchdesigner.

«Курская битва»

В зале «Курская битва» была реализована круговая панорамная проекция 360°. Особенностью этого зала является замысел нахождения посетителей в окопе. Таким образом изображение начинается с отметки 1.2м и уходит максимально в потолок.

зал "Курская битва"

Для реализации такой бесшовной изогнутой панорамы было применено 8 лазерных проекторов Barco G60 с объективом 0.75-0.95:1. Коррекция искажений проецируемого контента на изогнутую стену подготавливается с помощью ПО Vioso Anyblend и затем «запекается» и синхронно воспроизводится при помощи ПО Touchdesigner.

«Море в огне»

И, наконец, наиболее технически сложным залом полного погружения по праву является зал «Море в огне». По замыслу архитектора, в этом зале должно создаваться ощущение нахождения посетителей под водой. При этом все стены и потолок полностью являются проекционной поверхностью и должны содержать минимальное количество какого-либо оборудования, чтобы не мешать проецируемому изображению. При этом изображение должно бесшовно стыковаться между стенами и потолком.

зал "Море в огне"

В результате продолжительного просчета различных вариантов реализации был выбран и реализован вариант, в котором весь зал выполнен из фальшстен, а сами проектора располагаются за ними в специальных нишах и светят сквозь них через отверстия минимально возможного размера.

Для проекции на стены применяются проекторы Barco F70, оснащенные объективами EN68 (проекционное соотношение 0.28:1). Для проекторов с большим трудом были найдены места за фальшпотолком в центре зала, свободные от инженерных коммуникаций и именно с этих мест, путем применения геометрической коррекции проецируемый растр изображения должен быть вписан в геометрию стены, каждая из которых имеет разные размеры. Объективы подвешены объективом вниз, и через специальные прорези посетитель видит лишь края их объективов, которые разворачивают изображение на 90°.

Для проекции на потолок предусмотрены две ниши в фальшстенах, в которые скрыто устанавливаются два проектора Barco G60, оснащенные ультракороткофокусным объективом UST. Проектора расположены объективом вниз, а изображение разворачивается на 180° при помощи объектива. Для проекции в фальшстенах имеются две треугольные прорези.

Такое решение, пожалуй, являлось единственным возможным, обеспечившим максимальный размер стен и минимальную видимость прорезей под проекцию. При этом фальшстены в области монтажа проекторов имеют съемные элементы для обеспечения обслуживания проекторов при необходимости. Сведение и синхронное воспроизведение шести сторон контента осуществляется при помощи ПО Touchdesigner

7. Голографические залы

В ряде залов также реализованы голограммы. Это фактически противоположный творческий подход, относительно иммерсивных залов. Здесь все декорации выполнены натуральными, расставлены физические экспонаты, а виртуальными являются персонажи на переднем плане и среди них.

голографические залы: "Подвиг военных медиков", "Партизанское движение" и "Контрразведка"

Голографическая система реализована на основе светодиодного экрана Leyard с шагом пикселя 1.8мм, образующим суммарное разрешение 3840х1080, а также специальной голографической пленки Showtex GiantMirror, устанавливаемой на специальной раме под углом 45° к горизонту. Это обеспечивает возможность показа видео персонажей на переднем плане, относительно декораций. Воспроизведение контента осуществляется при помощи ПО Touchdesigner

8. Залы реконструкций

В залах «Героическая оборона Брестской крепости», «Блокада Ленинграда» и «Несокрушимый Сталинград» был применен еще один творческий подход. При помощи бутафории и декораций максимально близко к оригиналу восстановлена физическая обстановка в помещениях по сюжету того или иного эпизода войны. При этом проекция используется для визуализации военной обстановки за окнами помещения.

зал "Героическая оборона Брестской крепости"
зал "Блокада Ленинграда"
зал "Блокада Ленинграда"
зал "Несокрушимый Сталинград"
зал "Несокрушимый Сталинград"

Для реализации этого замысла были использованы лазерные проекторы Barco G60-W8, оснащенные ультракороткофокусными объективами UST (проекционное соотношение 0.36:1), обеспечивающие разрешение 1920х1200, яркость 8000 люмен и минимально возможное расстояние от проектора до проекционной поверхности. В этих залах это было критически важно, так как расположение декораций напрямую зависело от раскрытия и соответственно положения проектора и должно было быть минимально возможным.

Синхронное воспроизведение контента осуществляется при помощи медиаплееров Brightsign.

9. Залы с экспонатами и арт-инсталляциями

Помимо залов, где видеоконтент играет ключевую содержательную роль, в составе музейного комплекса имеются также залы, в которых основное внимание сфокусировано на экспонатах, а мультимедиа часть используется лишь для усиления общего впечатления.

зал "Эвакуация промышленности"
зал "Культура во время войны"
зал "Тыл - фронту"
зал "Союзники"
зал "На Северных рубежах"

В таких залах применяются LCD-панели LG с диагональю 86” и 98”, панели Leyard 55”, а также мультимедиа-проекторы Barco G60 с ультракороткофокусными объективами UST (проекционное соотношение 0.36:1). Синхронное воспроизведение контента осуществляется при помощи медиаплееров Brightsign.

10. Интерактивные информационные стены

Поскольку многие залы представляют собой иммерсивные пространства, задача которых погрузить посетителя в определенную обстановку, дать почувствовать и пережить атмосферу событий, для изучения подробностей самых насыщенных тем в 14-ти залах предусмотрены специальные интерактивные системы, открывающие доступ посетителю к дополнительной информации.

интерактивная стена

Они выполнены на основе проектора Barco F70, оснащенного ультракороткофокусным объективом EN68 (проекционное соотношение 0.28:1). Такой выбор был обоснован необходимостью проецирования на сравнительно большую поверхность (ширина порядка 5 метров – различается по залам) контента высокого разрешения (3840х2400). При этом посетители должны иметь возможность подойти к поверхности экрана практически вплотную и не отбрасывать тень на нее. Выбранный проектор позволил осуществить такую проекцию достаточной яркости с расстояния не более 1 метра.

Управление интерактивным проецируемым контентом осуществляется при помощи двух интерактивных терминалов, построенных на основе тачскринов с диагональю 10” и передающих сигнал о касаниях центральному серверу по протоколу OSC, передающемуся через локальную сеть. Сам контент для стены генерируется и обновляется в реальном времени при помощи графической платформы Ventuz.

11. Панорамные кинотеатры

В составе музейного комплекса по маршруту следования посетителей предусмотрены три панорамных кинотеатра. Экран каждого из них имеет размеры 12х4.5 метра, а для проецирования изображения на их поверхность используются три лазерных проектора Barco F80.

Панорамный кинотеатр

Общее разрешение контента в кинотеатрах составляет 11200х2400. Коррекция геометрических искажений осуществляется при помощи платформы управления Barco Pulse, а синхронное воспроизведение при помощи ПО Touchdesigner.

12. Рекреационные зоны и викторины

Структурно весь музейный комплекс поделен на семь секций. И на каждом стыке между ними предусмотрена рекреационная зона. В этой зоне установлены вендинговые автоматы, а также имеется возможность для посетителей выйти во внутренний дворик храмового комплекса и отдохнуть.

рекреационная зона, с интерактивными киосками - "викторинами"

С точи зрения мультимедиа каждая рекреационная зона содержит LCD-панель Samsung 85”, при помощи медиаплеера Brightsign демонстрирующую приветственный видеоконтент о музейном комплексе. А также интерактивные киоски – викторины, позволяющие посетителю проверить свои знания о пройденном участке галереи и распечатать результат.

13. Озвучивание

Весь музейный комплекс оборудован распределенной многозонной системой озвучивания, построенной под управлением цифровой платформы Biamp Tesira. Это позволяет реализовать адресное оповещение посетителей в той или иной зоне, а также воспроизводить звуковые треки фонового озвучивания из единого центра в каждую из зон.

В каждом из залов предусмотрена шестиканальная система озвучивания на основе акустических систем RCF, под управлением аудиоплатформы Extron DMP. Это позволяет в зависимости от саундтрека, предоставленного креативной группой гибко конфигурировать звук – назначая каждому звуковому каналу как один, так и группу громкоговорителей, без необходимости какой-либо физической перекоммутации.

Передача многоканальной звуковой дорожки с медиасервера к аудиоплатформе реализована по протоколу USB-Audio, позволяющему принять до 8ми синхронных аудиодорожек. Аудиоплатформа имеет встроенный порт Dante, благодаря которому все залы также интегрированы в единую систему оповещения.

В кинотеатрах реализована система озвучивания стандарта 5.1 на основе акустических систем RCF. Для усиления низких частот предусмотрен сабвуфер Extron. Он же применяется и в наиболее насыщенных звуком тематических залах.

14. Инфраструктура, видеонаблюдение и система управления

Помимо оконечного оборудования, компанией Avilex также была реализована и вся IT-инфраструктура музейного комплекса. Проложены линии СКС, оборудование ЛВС, серверное оборудование и оборудование видеонаблюдения.

серверная музейного комплекса

Учитывая архитектурную особенность комплекса, а именно его большую протяженность, критическую роль сыграло применение системы видеонаблюдения. Благодаря ей, из единого центра управления оператор может видеть состояние оборудование в каждом из залов и оперативно вмешиваться в его работу с целью оперативного устранения неполадок.

Принимая во внимание огромный объем видеоданных, требуемых для воспроизведения в залах и галереях, была развернута продвинутая система хранения, а также высокоскоростная система передачи данных.

Технически комплекс реализован таким образом, что на каждые 2-3 зала и галереи устанавливается одна локальная рэковая стойка с оборудованием зон, а также предусмотрены две центральных серверных, в которых располагается основное оборудование хранения и ЛВС, а также реализованы рабочие места персонала.

Передача видеосигналов, а также интегрированное управление комплексом реализовано при помощи оборудования Extron. В каждом зале установлена настенная 3.5” сенсорная панель Extron, с помощью которой можно включать, выключать и отслеживать состояние оборудования каждого из залов. На рабочих местах операторов также предусмотрены сенсорные панели большего размера.

В целом следует отметить, что несмотря на то, что весь мультимедийный комплекс был реализован в кратчайшие сроки, компанией Avilex развернуто качественное и надежное техническое решение, удобное в эксплуатации, обслуживании и дальнейшем развитии.