Москва, 2012
В рамках международной специализированной выставки EXPO-2012 Республика Казахстан представила павильон, созданный под руководством Сергея Урядова, технического директора «Avilex», и Алексея Самохина, креативного продюссера «VizEx». С каждым годом страны-участницы все активнее используют возможности мультимедийных технологий, привлекая больше посетителей, ярко демонстрируя лучшие достижения. Отрадно, что на всемирной вытавке, ставшей, в некотором смысле, международным соревнованием по качеству и креативности AV-инсталляций, экспозиция «Казахстан» оказалась одной из самых зрелищных, интересных и развлекающих.
С 1851 года всемирные выставки открывают миллионам людей возможность увидеть в одном месте достижения науки и техники разных стран, лучше познакомится с их культурой, историей и стремлениями в будущем. Для каждой выставки – это стало традицией в последние годы – выбирается одна тематика, которой посвящают свои павильоны все страны-участницы. Не стала исключением и EXPO2012, где почти сто стран представили свое видение темы «Живой океан и берега».
Основной задачей в создании павильона республики Казахстан стало не только мультимедийное оснащение экспозиции, но и полное планирование – от внешнего вида до проектирования пользовательских интерфейсов. В результате работ, стартовавших еще 2010 году, под руководством Сергея Урядова, технического директора «Avilex», и Алексея Самохина, креативного продюссера «VizEx», павильон «Казахстан» был полностью спланирован и застроен, установлено все необходимое оборудование, разработаны сценарии и создан контент для всех зон, в том числе снят фильм о Республике для кинотеатра. Важно, что все мультимедийные решения создавались с учетом перспективного использования большей части оборудования после завершения выставки на различных объектах в Казахстане.
Территория павильона площадью 774 м2 была разделена на 5 внутренних зон и 1 фасадную (входную):
- Медиа-фасад;
- Коридор «через время и пространство»;
- Живой кинотеатр;
- Интерактивная галерея «Астана 2017»;
- Улицы городов Казахстана;
- Магазин сувениров.
Медиа-фасад
Передняя стена павильона, вдоль которой выстраивалась очередь посетителей, была превращена в медиа-фасад.Это – видеостена 12х2,88 метра из 96 светодиодных модулей Leyard с суммарным разрешением 480х2000 пикселей. Здесь демонстрировались различные изображения и заставки, связанные с тематикой павильона. Экран на фасаде имеет три основных режима работы: заставка, информационная часть и интерактивная игра.
В режиме заставки на всей площади экрана транслировался анимированный ролик, содержащий динамичное изображение символов Казахстана – развивающейся флаг, и наложение сверху анимации с видами Республики, важными политическими, научными, экономическими, культурными вехами.
В информационном режиме на экран в виде отдельных, красиво оформленных карточек выводится информация, связанная как с Казахстаном, так и с функционированием павильона. Предусмотрены два шаблона демонстрации. Первый – информация, привязанная к карте. Экран делится на две части, на одной из которых показывается карта Казахстана, на другой точкой отмечается место, о котором идет повествование. Второй шаблон – информация общего характера. Это – приглашение зайти по определенному адресу и принять участие в интерактивной игре, открытки отзывов, сделанных другими посетителями, уже посетившими павильон, информация о количестве посещений и многое другое.
Интерактивная игра представляет собой виртуальные бега обитателей морских глубин. Каждый мог присоединится к wi-fi сети павильона, зарегистрироваться, и через интерфейс на своем мобильном устройстве голосовать и продвигать вперед понравившегося персонажа, а победившее существо поименно благодарило тех, кто помог ему. Павильон привлекал посетителей, очередь становилась все больше и больше, однако интерактиная возможность играть командами создавала доброжелательную и радостную атмосферу. Процесс стояния в очереди переставал быть скучным.
Коридор «через время и пространство»
Основная идея павильона – перенести посетителя из современной Кореи сначала в историю Казахстана, потом в настоящее, а оттуда и к будущему – в 2017 год, в котором Астана надеется получить право провести очередную выставку Экспо.
«Коридор времени», установленный после входа, помогает людям перестроится, ускользнуть от окружающей действительности и почувствовать себя, двигаясь по тоннелю, героем фантастического фильма о путешествиях во времени или через гиперпространство. По стенам пролетают узоры и символы. Играет музыка – замечательная национальная мелодия. В различных зонах она звучит в разных аранжировках, объединяя всеь павильон. Туман покрывает пол под ногами, подсвечиваясь от каждого шага. Для достижения этого эффекта потребовалось восемь арок из светодиодных модулей Leyard, каждая из которых имеет конфигурацию 31х3 модуля 240х240 мм. Кроме того, на полу были использованы 42 интерактивных светодиодных модуля GTEK (размер одного модуля 240х240 мм с разрешением 1024 пикселя на квадратный метр), генератор тумана и прожектор «вращающаяся голова». Пройдя адаптацию в «коридоре времени», подготовленный зритель попадает в зону «живой кинотеатр».
Живой кинотеатр
Особенность кинотеатра в том, что показ интересного фильма об истории Казахстана и Аральском море сопровождало живое и красочное выступление артистов. В этой зоне создана зрелищная экранная конструкция. В центре – экран для основного контента, а по бокам несколько экранов, выполненные в форме национального казахского узора кереге, на которых отображаются дополнительные ролики.
Для лучшего восприятия представления все дисплеи были снабжены системой ambilight, синхронизированной с изображением. Засвечивается экранная конструкция тремя парами SXGA+ проекторов Panasonic с яркостью 12000 ANSI lm, причем проекторы каждой пары сведены пиксель в пиксель для большей яркости картинки. Системы озвучивания и сценического освещения делают просмотр фильма еще более захватывающим.
Кинотеатр создан для работы в разных режимах – экран для демонстрации фильма и сцена для выступлений. С учетом этого была создана специальная система управления. Весь сложный комплекс оборудования кинотеатра, как и всех остальных зон павильона, подчиняется простому и функциональному меню на планшетах стендистов.
Интерактивная галерея «Астана 2017»
Следующая зона переносит посетителя от истории и мифов Казахстана к его современности. Это интерактивная галерея «Астана 2017», где сосредоточенны сразу несколько точек интереса для гостей павильона. Здесь протекает настоящая река, подсвеченная сверху короткофокусными XGA проекторами BenQ с яркостью 2800 ANSI lm и возможностью вертикальной работы. Они создают иллюзию жизни в реке и раскрашивают ее в разные цвета. Мост над этой рекой идет через всю зону. На берегу реки размещена инсталляция с технологией видеомэппинга. Основа инсталляции – макет города Астаны, который сначала благодаря освещению не виден и выглядит как чистая степь. Потом с помощью двух SXGA+ проекторов Panasonic яркостью 12000 ANSI lm в степи начинается строительство, и макет вырастает из поверхности, показывая красивый современный город. Для того чтобы подробнее ознакомиться с объектами в городе рядом на перилах установлены три панорамных (16:3) интерактивных дисплея Litemax диагональю 28 дюймов, отображающих всю необходимую информацию.
И снова развлечения. Это виртуальная игра-экскурсия по городу, играть в которую надо без контроллера. С помощью системы Kinect на двух экранах прямой проекции, расставив руки как крылья и взмахивая ими, можно полетать по виртуальному городу, выполнить задания по нахождению призов или просто осматривать город. По виртуальным улицам можно путешествовать и командой, места перед экранами хватает, а сенсор четко определяет движения нескольких человек. Проекция для игры обеспечивается WXGA проекторами Panasonic с яркостью 6000 ANSI lm.
Еще один элемент этой зоны – голографический куб. В стене сделана ниша, в которой лежит настоящая ракушка из фильма, а из нее возникают актеры, рассказывающие интересные факты об истории Казахстана, и различные объекты связанные с повествованием. За нишей установлен WXGA проектор Panasonic, дополненный системой зеркал и голографическая пленка.
Улицы городов Казахстана и магазин сувениров
После осмотра галереи, посетители направлялись к последней зоне перед магазином сувениров и выходом – улице Казахстана. Основная идея этой части экспозиции – заставить зрителя почувствовать себя на реальных улицах самой молодой столицы мира – Астаны.
Пол под ногами имитирует асфальт с дорожной разметкой. Улица имеет две стороны. Одна – это экран во всю протяженность «улицы», на который светят 4 проектора Panasonic по принципу мягкой сшивки. Каждый проектор имеет яркость 6000 ANSI lm и разрешение 1280х800 пикселей. Проецируется видео проходящих мимо или занимающихся своими делами людей, некоторые из которых машут посетителям. Для усиления эффекта присутствия люди видны в натуральную величину, а в помещении установлены генераторы снега и мыльных пузырей, которые включаются автоматически под нужный контент.
На другой стороне улицы – visitors center, стена здания с пятью вмонтированными 38-дюймовыми интерактивными дисплеями Litemax, дополненными интерактивными насадками, с ультра-широким аспектным соотношением 16:3, на которых можно посмотреть панорамы Астаны и других городов республики. Посередине улицы – два 55-дюймовых интерактивных стола GestureTek, стилизованные под газетно-книжные лотки, где можно полистать цифровые газеты.
И в завершении – почтовое отделение, пять 40-дюймовых сенсорных Full HD дисплеев с гостевыми книгами. Посетитель мог выбрать цифровую открытку, подписать ее, указать откуда он сам и отправить по любому адресу электронной почтой, а затем увидеть выбранную открытку на большом цифровом глобусе – двухметровом надувном экране с системой сферической проекции Pufferfish в магазине традиционных сувениров у выхода. На этом глобусе видны все города, жители которых оставили сообщения в гостевой книге павильона Республики Казахстан.